Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, пассивны на занятиях, плохо включаются в игры. Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку и для дальнейшего успешного обучения в школе.
Почему именно старший возраст является сензитивным периодом для развития связной речи у детей дошкольного возраста?
- Потребность в высказывании: педагогический потенциал детей шести лет – «собеседники»», личностная позиция – «почемучки», коммуникативная позиция – «парное партнёрство». У детей старшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить свой кругозор, желание вникнуть в существующие связи и отношения, потребность утвердиться в своём отношении к миру.
- Речевая среда: большое количество сюжетно – ролевых игр, разнообразие дидактического материала, театрализованная деятельность, формирование воссоздающего воображения.
- Средства языка: к 5 годам возрастает речевая активность ребёнка, заканчивается естественное становление речевых компонентов. Это означает, что ребёнок правильно произносит все звуки, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно вступать в контакт с другими людьми.
Всем педагогам известно, что личность развивается в деятельности. Так вот для развития активной речевой деятельности наиболее благоприятен именно старший дошкольный возраст, раскрывающий перед ребёнком и перед педагогом широкие горизонты познания. Такая совместная деятельность очень важна для формирования детской личности.
Любая педагогическая деятельность, если она ведётся в системе, характеризуется своей стратегией и тактикой педагога. Развивать речь – это значит предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний; совершенствовать речевую деятельность воспитателя; формировать отдельные речевые умения у детей:
- ориентироваться в ситуации общения;
- планировать содержание высказывания;
- реализовывать намеченный план, раскрывать тему и развивать основную мысль;
- по заголовку определять тему;
- выделять отдельные факты. Очень важно, чтобы обучение родному языку было осознанным и осмысленным ребёнком, т.е. мотивированным. Обучение, которое сводится только к накоплению знаний, умений и навыков и не формирует у детей умение думать, малоэффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом. На этот факт указывают многие психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В-Давыдов, Ш.А.Амоношвшм).
Есть одна замечательная мудрость: «Знания – это камни. Если бросать их ребёнку под ноги, то он будет подниматься всё выше и выше. А вот если бросать их ребёнку на голову, то результат будет плачевный». Ребёнок может пойти в школу хорошо подготовленным (уметь читать, писать, считать), но из обучаемого он так и не станет учащимся (учащим себя).
Недостаточно просто выдвинуть перед детьми познавательную задачу. Она должна быть принята ребёнком, т.е. стать его собственной задачей, иначе ребёнок просто не заинтересуется информацией, которую сам не искал (обучение целеполаганию).
Развивающий эффект обучения определяется и тем, насколько оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Для этого содержание обучения должно предусматривать варианты решения поставленных задач, чтобы ребёнок имел свободу выбора.
Тем, как организовано обучение, определяется многое:
- во-первых, будут ли дети способны только к исполнительской деятельности, или у них появится инициатива, умение самостоятельно решать различные задачи;
- во-вторых, возникнет ли у них тяга к знаниям;
- в-третьих, разовьется ли способность иметь собственную точку зрения и при этом воспринимать и уважать чужое мнение.
Я говорила о поисковом методе обучения детей. Но, по прежнему, игровая методика является условием и основным средством обучения детей дошкольного возраста. Ещё 2,5 тысячи лет назад Сократ говорил: «Преподавай, милейший, науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, следование этому правилу требует от педагога определённых умений и способностей. Не всегда просто облачить обучающую задачу в форму игры.
О значении наглядности в обучении дошкольников хорошо сказал К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету». Использование большого количества красочного наглядного материала предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиться высокой эффективности занятий. Очень важно, чтобы наглядный материал был интересен детям, тогда он способствует ещё и меньшей утомляемости во время занятий.
Давно считается, что успех является результатом заинтересованности, а неудача – результатом ее отсутствия. Какие же средства помогают мне достичь желаемого результата по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста:
- содержательная жизнь детей в детском саду;
- художественная литература;
- изобразительная деятельность (ребёнок смотрит на свой рисунок, как на особый вид речи; с его помощью он пытается рассказать о предмете всё, что о нём знает);
- театрализованная деятельность (вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях);
- окружающая речевая среда;
- совершенствование речи значимыми для ребёнка взрослыми людьми;
- совместная с детьми деятельность.
Всякая педагогическая деятельность имеет свою методику, т.е. набор методов и приёмов, позволяющих осуществлять поставленные задачи. Что касается методов, то они в моей деятельности следующие:
- имитационный метод (не всегда в чистом виде);
- проблемный метод (поисковый);
- коммуникативный метод (любое высказывание ребёнка должно быть мотивировано, создание воспитателем речевых ситуаций, наличие у ребёнка критичности ума).
В развитии речи, как и в другой деятельности, иногда один и тот же вид работы (под одним и тем же названием) может выступать и как метод, и как приём.
- Составление рассказа по картине.
Так как творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка, я строю свою работу по обучению детей составлению рассказа, основываясь на алгоритмах мышления. Обучение осуществляю в процессе нашей совместной с детьми деятельности посредством системы игровых упражнений.
I этап. Обозначение объектов, изображенных на картине.
Игра «Подзорная труба». Необходимые условия:
- темп достаточно быстрый;
- эмоциональный отклик;
- зарисовка объектов с помощью условных обозначений. Итогом игры считается рефлексия – осознание детьми производимой операции и вывод правила: когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, изображенные на ней.
II этап. Установление взаимосвязей между объектами.
Игра «Волшебный гость». Необходимые условия:
- учить детей давать краткие рассказы-рассуждения;
- проявлять толерантность к самым неожиданным объяснениям связей. Итог – осознание мыслительной операции и вывод правила: объекты на картине связаны, важно доказать это.
III этап. Обучение рассказыванию от лица разных героев.
Цель: обучить детей умению перевоплощаться, побуждать детей к решению проблем героев картины.
- Пересказ текста.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной речи, прежде всего, в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Ребенок получает образец, который действует на его чувства и вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Думаю, что нет необходимости говорить о серьезности подхода к подбору текстов для пересказа, к постановке вопросов по содержанию текста, к эмоциональному прочтению, способному заинтересовать детей.
Хотелось бы отметить разницу в структуре занятий по пересказу рассказа и сказки. Если в рассказе я не нацеливаю детей на пересказ, чтобы обеспечить им свободное художественное восприятие, то при воспроизведении сказки говорю об этом детям сразу, чтобы они внимательно слушали. Учитываю явление реминисценции, встречающееся у старших дошкольников. Таких ребят немного, но они есть.
Принцип педагогического мастерства основывается на умении сочетать традиционные и творческие методы. Я использую очень эффективный, на мой взгляд, прием – пересказ стихотворного текста, позволяющий мне решать несколько развивающих и воспитательных задач:
- обучать детей приему перекладывания стихотворного текста на прозу, развивая мышление;
- учить «выводить» мораль из составленного рассказа (рассуждение).
Еще один прием – «Подслушанные диалоги». Это короткие диалоги между представителями животного мира. Дети с удовольствием берут на себя роль, передают свои впечатления с помощью мимики и жестов. Такой пересказ всегда радует ребят, вызывает чувство удовлетворения своей «игрой». А это и есть моя цель – создать ситуации успеха для большего количества детей. Сопутствующими пересказу приемами являются театрализация и изобразительная деятельность детей.
- Рассказ-воображение.
Эти рассказы строятся на иной психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. И появляется это воссоздающее воображение в словесной деятельности именно на шестом году жизни (в конце). Очень важно, чтобы творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, что в психологии характеризуется как отсутствие критичности ума. Использую несколько обучающих приемов:
- прием сопоставления рассказов из личного опыта детей и придуманных (на одну и ту же тему). Цель: формирование правильного понимания термина «придумайте».
- Упражнение «Воображаемая ситуация».
Цель: развитие творческого воображения.
Рисую профиль человека и на него, с помощью магнитов, креплю изображения каких-либо предметов. Вопрос детям: о чем думает этот человек?
- Работа с текстами сказочного содержания.
Нетрадиционный подход вижу в том, чтобы научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Главная задача при таком подходе – нравственный урок: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Именно поиск этого «намека» дает возможность детям рассуждать, а ломка стереотипов развивает творческое воображение. • Моделирование Модель сказки – это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Переживаемые при этом положительные эмоции (если проявил
решать целый ряд речевых задач:
- расширять словарь признаков;
- согласовывать слова с движениями;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- упражнять в диалогическом взаимодействии.
- Рассуждения
Самый сложный тип монолога. Полноценное рассуждение требует сформированное™ логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются лишь элементы рассуждений.
- Полилог – это проблемная, не репродуктивная беседа, совместный поиск истины в процессе
догадку, получил одобрение взрослого или сверстников) придают ребенку уверенность в своих силах.
- Театрализация Данный вид деятельности является мощным средством речевого развития ребенка-дошкольника. Именно здесь удается эбсуждения. Если в репродуктивной беседе воспитатель – ведущий, то в полилоге – режиссер. Каждый ребенок имеет право высказать свою точку зрения, даже если она отличается от общепринятой. Оценка «ты ошибся» не допускается. Такая форма общения и обучения способствует формированию привычки к самостоятельному мышлению, развивает способность формулировать и выражать свою мысль, аргументировано (на уровне своего возраста) отстаивать ее. Полилог – один из методов развития словесного творчества детей в процессе познавательной деятельности («Хотел бы ты стать птицей? Какой?», «Какие ты знаешь правила жизни в семье?», «Я у мамы и у папы просто клад»).
Важным организационным условием для полилога является общение «глаза в глаза», т.е. когда дети сидят в кругу на одном уровне с воспитателем, что позволяет создать атмосферу искренности и участия каждого. Детям это условие (в кругу) объясняется так: мы сидим в кругу, чтобы ни одна наша мысль не потерялась, если кто-то ее выпустит, то другой обязательно подхватит.
Может возникнуть вопрос – не сложно ли это детям? Психолог Глен Доман1 пишет: «Дети умны на столько, насколько умными мы им разрешаем быть».
1 Доман Г. Как развить интеллект ребенка. М.: Аквариум, 1998.
Для того, чтобы полилог получился, необходимо соблюдать принцип партнёрства, при котором воспитатель не озабочен задачей дать знания, а ищет истину, ответ вместе с детьми, показывая им способы рождения умных решений.
- Поговорки
Они могут иметь прямой и иносказательный смысл. Их смысл так емок, что позволяет по-разному толковать его. Именно поиск и толкование этого смысла позволяют детям рассуждать.
- Логические задачи
Это рассказ-загадка, отгадка которой развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Важным моментом в развитии речи у детей является умение педагога обеспечить обратную связь. Я добиваюсь этого с помощью следующих приёмов:
- «активное слушание» («Я тебя слушаю», «как здорово ты сказал»);
- «Зазеркалье» (повторение выражения, жесты, показывающие позитивное отношение к ответу ребёнка);
- «резюмирование», т.е. подвести итог сказанному ребёнком («Я правильно поняла?»);
- «приём повтора» («Я слышала, что ты сказала…»). Положительных результатов в работе по развитию речи можно достичь, если: – знать возрастную норму развития речи детей;
- знать индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка;
- отслеживать динамику речевого развития ребенка в сравнении с предыдущим годом.
Обследование связной речи включает в себя изучение особенностей диалогического взаимодействия детей; их умение определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; умение соблюдать элементарную логику описания (перечисление внешних признаков предмета функций предмета). Использую методику обследования речи Гризик Т.Н., Тимощук Л.Е.
Цель обследования: определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию детей за предыдущий год (динамика речевого развития за год). Обследование речи детей -трудоемкий процесс, но от его результатов зависит осознанное планирование всей работы педагога по развитию речи. Обследование провожу в индивидуальной форме или небольшими подгруппами по 2 – 3 человека. Некоторые задания (беседы, рассказы по картине, рассуждения) провожу фронтально или с подгруппами по 8-10 человек.
Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму.
- Младшая группа – неполные повествовательные или восклицательные высказывания как ответ на вопрос.
- Средняя группа – описательные рассказы о предмете, рассказывание знакомых сказок, ответы на вопросы и умение задавать вопрос.
- Старшая группа – разные виды повествовательных рассказов, рассуждения, придуманные детьми сказки.
Женя Е. 6 лет «Хитрый папа»
Жила-была семья картошек: папа – большой картофель, мама -картофелина поменьше, две дочки – картошечки. Жили они весело и дружно. Но однажды пришла беда. К ним приполз червяк и захотел их съесть. Тогда папа сказал всем сделать злое лицо, и тогда червяк подумает, что картошка гнилая. Так они и сделали. Червяк не стал есть «гнилую» картошку и уполз. Вот так папа спас свою семью.
Маша У. 6 лет «Урок доброты»
Жил был на свете маленький щенок. Он был очень забавный: сам маленький, а уши большие и кудрявые. Вот только друзей у него не было. Однажды он шёл по дороге и на него напали злые собаки. Они были голодные. И тут появилась маленькая Фея. Взмахнула она волшебной палочкой и превратила злых собак в камни, а маленького щенка подарила девочке Оле. Девочка назвала его Тошкой. Очень полюбили они друг друга. Они летали с ним на воздушном шаре над полянами, уцепившись за хвост бумажного змея. А однажды даже слетали на праздник непослушания. Хорошо, когда есть на свете волшебницы – Феи и добрые девочки.
- Подготовительная группа – творческая речевая деятельность, осваивают форму речи – доказательство.
Субъектная позиция ребенка в речевой деятельности характеризуется умением оценить ее результативность и внести коррективы в соответствии с поставленной целью.
Диалоговое взаимодействие
Изучение провожу в течение недели в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении. Смотрю, умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом в соответствии с ситуацией.
Фиксирую свои наблюдения в таблице 1.
Определяю коммуникативно-активных и коммуникативно-пассивных детей. Для этого провожу специальное занятие «Как звери искали друзей».
Цель: определение диалогической позиции ребенка.
Создаю максимально комфортные условия: свободный выбор партнера, героев, темы.
В процессе наблюдения самым важным для меня является не столько конечный результат, сколько процесс его создания.
Наблюдения фиксирую в таблице 2.
Таблица 1
№ П/П | Ф.И. ребёнка | Приветствие | Знакомство | Просьба | Благодарность | Прощание | Отказ | Дополнительные наблюдения |
Таблица 2
Пары, №п/п
|
Фамилии, имена
детей
|
Инициа-тивность
|
Готовность к ответной реакции | Умение воздей-
ствовать на собе- седника |
Умение слушать
|
Доп. наблюдения
|
Диалогическая
позиция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Монологическая речь. При обследовании монологической речи оютрю следующее:
- умеет ли ребенок выстроить правильную цепь картинок;
- может ли доказать правильности своей логики;
- способен ли выделить главную тему («О чем будет твой рассказ?»). Ход обследования.
- Игра «Что сначала, что потом?»
- Задаю вопрос «О чем эта сказка?»
Коротко фиксирую ответы детей (степень развернутости).
- Прошу ребенка рассказать сказку. Записываю ее и благодарю ребенка.
- Анализирую результаты и заношу в таблицу 3.
Изучение особенностей описательных высказываний.
Предлагаю ребенку картинку -предметна выбор.
Определяю следующее: выдерживается ли элементарная логика перечисления признаков, фиксирую интерес ребенка к описанию, внеречевые реакции, замену слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию.
Описания детей записываю с последующим анализом. Данные анализа фиксирую в таблице 4.
Анализируя результаты своей работы по развитию связной речи у старших дошкольников, я пришла к выводу, что моя деятельность носит исследовательский характер и дает положительные результаты.
Предложенные вашему вниманию методы и приемы, вызывают активность детей, обеспечивают усвоение знаний, формируют мировоззрение, развивают определенные психические функции.
Таблица 3
№п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Последовательность картинок
|
Главная тема
|
Рассказ ребенка
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
№ л/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Объект речи
|
Логика перечисления
|
Признаки
|
Дополнительные наблюдения | |
|
|
|
|
1-я группа
|
2-я
группа
|
|
|
|
|
|
|
|
|