Факторы, влияющие на адаптацию молодого педагога в дошкольной образовательной организации

В современной системе дошкольного образования постоянно повышается требования к качеству преподавания, что требует максимально организованного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО). При этом большое внимание отводится роли профессиональной компетентности воспитателя. Требования к содержанию профессиональной деятельности и личности воспитателя предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. И в связи с этим на первый план выходит одна из первостепенных задач – поддержка молодых специалистов, которые выбирают путь педагога.

Так как профессиональная деятельность – это одна из важнейших сфер жизни каждого взрослого человека, то становится особенно значимым вопрос об изучении проблем профессиональной адаптации человека, а именно адаптации молодых воспитателей. Профессиональная адаптация – это социальный процесс, которых характеризуется освоением личностью новой трудовой ситуации, где личность и профессиональная среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптирующими системами. Профессиональная адаптация, в силу многоплановости феномена профессиональной деятельности, является разновидностью социально-психологической адаптации личности, которая сейчас исследуется в различных аспектах. Таким образом, профессиональная адаптация – это двухсторонний процесс между личностью и новой социальной средой, в которую она попадает [4].

В исследованиях В. А. Кулганова и А. Г. Маклакова также производится оценка индивидуально-психологических признаков, которые являются компонентами адаптационного потенциала, где их уровень развития определяет границы потенциала и процент успешной адаптации к множеству факторов окружающей среды. Помимо внешних факторов существуют и внутренние, например, такие как разноуровневые характеристики личности, которые обусловливают эффективность психической адаптации. Они представлены в работах Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна, А. А. Реана и др. [2; 3].

Анализ процесса такого взаимодействия позволил определить факторы профессиональной адаптации, которые влияют на течение, сроки, темпы и результаты данного процесса:

1. Объективные – это факторы, которые практически не зависят от воспитателя. Это степень организации труда, материально-техническая база ДОО и санитарно-гигиенические условия, размер коллектива, расположение, имидж образовательного учреждения, наличие дополнительных образовательных услуг т.д.

2. Субъективные факторы. К ним относятся профессионально важные качества личности, социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.); социально-психологические (уровень притязаний, профессиональные ценности и самосознание, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя, способность формировать у других чувство ответственности и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, уровень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования, среда, в которой протекает профессиональная деятельность и т.д.).

В исследованиях О.В. Богдановой педагогами были отмечены следующие факторы, которые препятствуют успешной профессиональной адаптации: недостаточная профессиональная подготовка; слабая мотивация к профессиональному росту; отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств. Мы согласны с мнением О.В. Богдановой о том, что молодые специалисты, в первую очередь выделили такие факторы, как (по мере значимости): отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств; низкую сформированность аналитических умений; коммуникативных умений; недостаточную профессиональную подготовку; слабую мотивацию к профессиональному росту; несформированность профессиональной идентичности, неконструктивную профессиональную мотивацию и неудовлетворенность теми или другими компонентами профессиональной среды, повышающие риск возникновения синдрома эмоционального выгорания [1].

В системе факторов, влияющих на адаптацию молодых воспитателей, большое количество исследователей на первый план ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация начинающего воспитателя, особенно в первые два года своей профессиональной деятельности, имеет высокое эмоциональное напряжение. Во-первых, в данный период молодой человек, только овладевающий новой областью жизни и деятельности, делает много ошибок, испытывает частые неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его промахи, осуждают, отрицательно оценивают его.

Но не менее глубоко переживается и радость от первых успехов, именно она дает силы и мотивацию для продолжения деятельности, творческого поиска, преодоления трудностей адаптации, определяет общий тонус жизни воспитателя.

Успех в социальной адаптации определяется широтой, интенсивностью, значимостью общения воспитателя в своей профессиональной сфере, стремлением хранить контакты и взаимодействовать со всеми его субъектами. Главным требованием, является умение переносить свой позитивный опыт общения с коллегами (уровень осознания, эффективные приемы, не обусловленное принятие, признание и др.) на общение с воспитанниками и их родителями.

Для многих молодых воспитателей сложность представляет само перенесение (соотношение, осмысление, интеграция) опыта коммуникации.

Приспособление молодого воспитателя к труду в ДОО – актуальная проблема современного этапа развития образования. Начинающий воспитатель может допустить ошибки в воспитании и обучении детей, что осложняет взаимодействие с воспитанниками и коллегами, что влечет за собой эмоциональную напряженность и, как следствие, более длительный период адаптации. В таких случаях молодой воспитатель часто стремится сменить сферу деятельности, отказываясь от образовательной деятельности. 

Известный педагог А.С. Макаренко большую роль придавал творчески работающему, сплоченному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в подобном коллективе даже начинающий неопытный воспитатель может добиться многого, а если воспитатели не объединены в слаженный творческий коллектив, то даже воспитатель, имеющий большой опыт, не достигнет высоких результатов в работе с воспитанниками.

 Список литературы:

1.                     Богданова О.В. Самосознание как фактор профессионального самоопределения практического психолога. Автореферат дис. … к.пс.н. М., 2001

2.                     Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследования адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Ананьевские чтения – 2005: (юбилей каф. спец. психологии): Материалы науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2005 г. / Под ред. И.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 578-580.

3.                     Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

4.                     Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – 672 с.

Похолок И.А.
— Похолок И.А.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

Сброс всех полей