Психолого-педагогический аспект двигательных способностей детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве двигательная активность выступает в качестве необходимого условия познавательного и личностного развития, в связи с тем, что она способствует полноценному функционированию психических процессов и улучшению здоровья человека. В связи с этим огромную роль приобретает физическое воспитание, которое осуществляет подготовку ребенка к обучению в школе, прививает любовь к организованной образовательной деятельности, физическим упражнениям, спорту и обеспечивает связь физической культуры с жизнью.

В основе проявления двигательной деятельности лежит развитие устойчивого равновесия. У детей 3-4 лет наблюдается общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности, в связи с тем, что значительная часть мышечной силы затрачивается на поддержание собственного равновесия. В ходе выполнения упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в младшей группе, детям с такой же лекгостью удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например, в подвижных играх: “Сделай фигуру”, “Не оставайся на полу” и др.

Рассмотрим основные понятия.

Понятие «двигательные способности» трактуются по-разному. Следует отметить, что эти понятия в той или иной степени отражают особенность научных дисциплин, вытекающих изданных дисциплин. К примеру, в теории и методике физического воспитания в основном используют такие термины, как “физические” или “двигательные” способности, в психологии — “ психомоторные” и “ психофизические” способности, в физиологии — “физические качества”, в биомеханике — “физические” или “моторные качества”. Но по данной проблеме нас больше всего интересует обозначение способностей, которые относятся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

Ученый Лях В. И. отмечает, что у каждого человека степень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различен. В связи с этим в современной литературе на смену термина “физические качества”, пришли “физические (двигательные) способности” такиекак: силовые, скоростные, координационные, способности к выносливости и гибкости. Термин “физические способности” точнее передаёт смысл о сложной структуре компонентов, которые входят в какую-либо из групп способностей, а также о том, что они по-своему развиты у каждого индивидуума. Но вполне допустимо пользоваться двумя понятиями: “физические качества” и “двигательные способности”, как равнозначными. При этом нужно заметить, что, когда идет разговор о развитии силы мышц или быстроты, под этим необходимо понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.

Так педагог Б. А. Ашмарин дал следующее определение физическим качествам: “Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность”. Также, по его мнению, (Б. А. Ашмарин, к основным двигательным способностям, обеспечивающим многообразие решения двигательных задач, относятся физическая сила, физическая выносливость, физическая быстрота и физическая ловкость.

Итак, в общем представлении двигательные способности можно определить, как индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательныхвозможностей человека. Но не любые индивидуальные особенности, а лишь те, которые связаны с успешностью осуществления той или иной двигательной деятельности. К примеру, цвет глаз или желание подольше поспать утром — это индивидуальные особенности, но они ни коем образом не влияют на эффективность деятельности. Но одновременно с этим такие индивидуальные особенности, как высокая подвижность нервных процессов, максимальное потребление кислорода, быстрота мышления или длина туловища влияют на процессуальную и результативную сторону деятельности.

В литературе сущностная характеристика двигательных способностей трактуется неоднозначно. Так профессором Л. П. Матвеевым (2007) были выделены такие способности, как силовые, скоростные, способность проявлять выносливость и гибкость. По его мнению, в базовом физическом развитии детей и подростков ведущую роль играют двигательно-координационные способности. Он относит к ним следующие способности: во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при повторе и воспроизводстве новых двигательных действий; во-вторых, способностьперестраивать координацию движений, при необходимости изменять параметры освоенного действия, совершенствовать способность преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с имеющимися обстоятельствами.

В своих трудах Л. П. Матвеев (2006) допускает использование таких терминов, как «психомоторные способности»«двигательные способности» и «физические способности» как аналогичные друг другу, так как проявление двигательных способностей зависит как от биологических, так и от психических процессов. При помощи этих терминов раскрывается главенствующая роль биологических и психических процессов в структуре двигательного действия.

Физические способности (психомоторные, по мнению докторов педагогических наук Н. Н. Ермак, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкиной (1998, состоят из общих элементов (быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок) и специальных (высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов).

Доктор педагогических наук Лях В. И. отмечает, что с определённой условностью можно вести разговор об элементарных и сложных физических способностях. К элементарным способностям он относит такие, как быстрота реагирования в простых условиях, координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, гибкость в отдельных суставах и др., а к наиболее сложными — быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, координационные способности в единоборствах и спортивных играх, выносливость в длительном беге и др.

Таким образом, анализ литературы показал, что двигательные способности, заложенные природой в ребенке, являются той самой материальной основой, способствующей развитию двигательной активности и повышению уровня физического здоровья. В соответствии с утверждением профессора Л. П. Матвеева (2007, двигательные способности – это относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обеспечивает эффективность выполнения двигательного действия. На необходимость развивать двигательные возможности детей указывает Е. Н. Вавилова и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно, проявлять нужный в определенных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей. А для того, чтобы развивать эти способности необходимо знать особенности их развития, чтобы ни в коем случае не навредить ребенку. 

публикация статьи

Похолок И.А.
— Похолок И.А.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

Сброс всех полей