Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его развития

 

Кто из взрослых не помнит игр своего детства: «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики» и многие другие, которые объединили детей общей радостью, неповторимым настроением? Помните волшебные слова детства – «понарошку», «как будто»?

Игра занимает важное место в жизни наших детей, это – любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть только одно сре6дство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, – игра.

«Игра… не есть пустая забава, – писал Фребель, – она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Игра для детей – это учеба, это труд, серьезная форма воспитания, это способ познания окружающего. Игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и т.д.). В педагогике игра сознательно и целенаправленно используется как средство познания.

Таким образом, игра, являясь социальной деятельностью, выполняет в обществе определенные функции – наряду с другими средствами она обеспечивает передачу накопленного общественного опыта от одного поколения к другому, обеспечивает развитие личности ребенка.

Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка, способствует всестороннему развитию его личности. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними; в-третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако, значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого – одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ними.

Игрушки чрезвычайно разнообразны по типам, материалам, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушки. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные и дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то – это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой; малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из чулок и тюля, а может быть, это просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут; страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают хвосты и уши.

Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытывать к роботу-трансформеру, игрушке «денди», взмывающему вверх самолету, ревущей и гремящей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут куклу, Мишку, котенка, зайчика, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.

Размышляя о выборе игрушек для детей, я поняла, насколько это серьезное и важное дело, убедилась, что не взрослые должны это делать, а сам ребенок.

Как-то перед Новым годом я зашла в Детский мир», хотелось порадовать детей – купить что-нибудь новое. Около витрины мое внимание привлек молодой парень, который никак не мог выбрать игрушку своему ребенку. «Скажите, – обратился он ко мне, – моему сыну уже три года, не поздно ли ему купить набор для сборки военного авианосца?» «Поздно?» – удивилась я – Да что вы, он еще не дорос!» «Скажите тоже! – обиделся папа. – У моего соседа ребенку всего полтора года, а он без посторонней помощи собирает подводную лодку»

Если мы посмотрим на арсенал игрушек современного ребенка, то найдем в нем очень много игрушек, до которых он еще не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры. Какими же свойствами должна обладать игрушка для ребенка?

Во-первых, игрушка должна быть безопасной, привлекательной, красивой, но простой. Она должна слушаться малыша, подчиняться его логике.

Во-вторых, игрушка должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Не зря игру называют «школой эмоций», способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушка должна помогать гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль, и умение общаться. Не все игрушки покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, медицинские и парикмахерские инструменты, музыкальные инструменты и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию. Солдатики, ружья, надувные игрушки, молотки и другие инструменты и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения

(кубики, матрешки, конструкторы, краски, мозаика, наборы для рукоделия и т.д.).

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка, никуда не годятся.  Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать необходимые основные свойства характера.  Для этого полностью собранные, автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность – чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать, поэтому они должны быть сделаны из мягких материалов, хорошо мыться, быть легкими, яркой окраски. Хорошо, если они будут звучащими. Интересны и полезны будут пластмассовые пирамиды, цветные шары, матрешки, мисочки разных размеров, кубики и т.д. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют радость и удовольствие. Когда у малыша что-то получается так же. Как у взрослого.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, фломастерам, занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Старшим дошкольникам нравятся игрушки, изображающие предметы домашнего обихода: мебель, посуду, предметы бытовой техники, инструменты и орудия труда взрослых (стетоскоп врача, ножницы и расческа парикмахера и т.п.). Подбор этого вида игрушек должен обеспечить развертывание разнообразных игр, отражающих жизнь семьи, детского сада, содержание любимых книг и т.д.

Игрушки, изображающие животных, представляют обобщенные художественные образы, имеющие индивидуальные черты. Они забавны, их образы окрашены теплотой и юмором.

По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета и с характерными для него действиями. Любят старшие дошкольники играть и со строительным материалом: геометрическим (кубы, пластины и т.д.) и архитектурным (блоки стен, крыш, арок и т.д.)

Особую группу составляют моторные игрушки – мячи, скакалки и т.д. Их основное назначение – обеспечить двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Специальную направленность имеют музыкальные (барабан, ксилофон, и др.) и театрализованные игрушки (Петрушка, би-ба-бо, персонажи кукольного и пальчикового театра). Эти игрушки используются в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Для того чтобы позабавить и развлечь ребенка, созданы специальные игрушки забавы. Это качающийся бычок, клюющие куры, кувыркающийся клоун, прыгающая лягушка.До наших дней дошло много русских народных игрушек и игр. Передаваемые из поколения в поколение они вобрали в себя лучшие национальные традиции.

В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющих как на психическое здоровье детей, так и на их развитие. Эти игрушки провоцируют ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Появление в продаже таких игрушек и игр никем не контролируется.

Игровая культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых (художников, дизайнеров, родителей и учителей) во многом зависит ее состояние. Во что и как играют наши дети – нам не безразлично.

Коль игра – свободная деятельность, то не стоит и вмешиваться в нее, достаточно создать условия – купить игрушки, выделить место для игры. Такие взгляды на игру глубоко ошибочны. Игра является «школой морали». От нас, от взрослых, в значительной степени зависит, каким будет нравственный облик наших детей.

И, если мы хотим видеть будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, интеллектуального человека, с широким кругозором, глубокой мыслительной деятельностью; человека – созидателя, творца, патриота, доброго, порядочного, подготовленного для сохранения мощи Государства Российского – нам всем взрослым надо серьезно относиться к проблеме детской игрушки и игры.

Детская игра, игрушка должна стать предметом серьезных забот государства. Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном доме, имел массу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга – человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми! Создавайте для детей хорошие, добрые, умные игрушки!

Add your thoughts

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: