Роль семьи в преодолевании и предупреждении недостатков речевого развития ребенка

http://tutor26.ru/wp-content/uploads/2018/01/razvitie-retchi-detey-rannego-vozrasta.jpgРоль семьи в преодолевании и предупреждении недостатков речевого развития ребенка

Становление личности ребёнка – сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глу­бокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и это­го ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстника­ми, с семьёй.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем

родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родитель­ского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значитель­ную часть времени на поддержа­ние необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблю­дается острая потребность рабо­ты с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед долж­ны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Пре­жде всего, усилия педагогов и пси­хологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и де­тей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

Семья всегда старается воздей­ствовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает зву­кам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Посте­пенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начина­ет говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, что­бы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой бу­дет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становле­нии речи ребёнка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо­физического развития ребёнка, от состояния особенностей раз­вития его высшей нервной дея­тельности.

Установлено, что дети, имею­щие нарушения в умственном раз­витии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражать­ся в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонема­тического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксическо­го оформления речи. Дети физиче­ски ослабленные, часто болеющие различными инфекционными бо­лезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.

Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отры­ве от общего развития ребёнка. По­этому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении боль­шое значение имеют правильный режим питания, физкультура, раз­личные водные процедуры.

Порой, даже при должном вни­мании родителей к общему психо­физическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различ­ных сторон речи, обусловленные наследственными и экологически­ми факторами. Перед ними встаёт задача – своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специали­зированное учреждение (логопе­дический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреж­дение), в котором ему будет ока­зана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясня­ется тем, что успешность и резуль­тат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диа­гностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с ро­дителями.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемле­мой частью всего педагогического процесса и осуществляется в сле­дующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуаль­ных консультаций, оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Более подробно рассмотрим со­держание форм совместной работы логопеда и родителей.

  1. 1 ознакомительные беседы логопеда. На начальных этапах со­вместной работы логопеда с роди­телем необходимо провести беседу, в ходе которой даётся разъяснение специфики логопедической рабо­ты, а именно: раскрываются зада­чи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспи­тания ребенка в семье, особенно­сти ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и пра­вильного построения зависит даль­нейшее сотрудничество. Правильное понимание родите­лями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в органи­зации речевых занятий дома. В про­цессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует зани­маться с ребёнком дома, как поль­зоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испы­тывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребёнком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.
  2. сообщения на стендах – от­ражают сведения, касающиеся раз­вития речи ребёнка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребёнка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей сло­вах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые периодически об­новляются, приводится список ре­комендуемой литературы.
  3. индивидуальные беседы с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их де­тей. Важно в доступной и понятной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникнове­ния, показать степень отставания от нормы и необходимость совмест­ных усилий преодоления данного дефекта.

В индивидуальных беседах об­ращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители при­слушиваются к советам и рекомен­дациям логопеда, делятся своим мнением и впечатлениями. Логопед постоянно напоминает им, что рас­ширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественны­ми произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близ­кие и доступные пониманию ребён­ка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью. Логопед подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо соз­давать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворе­ние от общения с взрослыми, не только получать от них новые зна­ния, но и обогащать свой словар­ный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, инте­ресно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребёнком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:

артикуляционная гимна­стика (на примере формирования правильного уклада органов арти­куляции при произнесении звука [р]: «Грибочек», «Дятел», «Лошад­ка», «Парус», «Заведи мотор».

пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследова­тель детской речи Кольцова М. М. [1,2] отмечала, что «движения паль­цев рук исторически, в ходе разви­тия человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией… есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи…». Со­вершенствование ручной моторики способствует активизации мотор­ных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию рече­вой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребёнка формируются не только моторные функции паль­цев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.

На предварительном этапе кор­рекции нарушения звукопроизно-шения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности дви­жений пальцев рук. Именно поэто­му трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развиваю­щих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребёнком раз­личные задания:

  • Конструирование из куби­ков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и про­извольно.
  • Раскладывание и складыва­ние разборных игрушек (матрешек, пирамид, кубиков).
  • Составление предметных разрезных картинок. Сначала да­ются картинки, разрезанные на две части, потом на три и четыре. Первоначально складывают по об­разцу, в дальнейшем – по памяти.
  • Складывание из палочек, спичек, геометрических фигур, изо­бражений, букв.
  • Обведение контуров пред­метных изображений.
  • Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  • Вырезывание цветных поло­сок, фигур по контурам.
  • Наматывание ниток на ка­тушку, клубок.
  • Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
  •  Работа с мозаикой.
  • Работа с пластилином.

дыхательные упражнения. Дыхание является не только жиз­ненно важной функцией, но и осно­вой речи, поскольку речь образует­ся на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребёнку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклони­лись и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.

Игры и упражнения на раз­витие высших психических функ­ций («Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Най­ди различия» и т.д.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в се­мье.

 

Список литературы.

  1. Лалаева Р.И. Логопедиче­ская работа в коррекционных клас­сах. М. 2004 г.
  2. Поваляева М.А. «Справоч­ник логопеда».: «Феникс», Ростов – на – Дону, 2002г.

 

Похолок И.А.
— Похолок И.А.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

Сброс всех полей