



Становление личности ребёнка – сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, с семьёй.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем
родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребёнка.
Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психофизического развития ребёнка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности.
Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.
Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры.
Порой, даже при должном внимании родителей к общему психофизическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встаёт задача – своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специализированное учреждение (логопедический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с родителями.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуальных консультаций, оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Более подробно рассмотрим содержание форм совместной работы логопеда и родителей.
В индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушиваются к советам и рекомендациям логопеда, делятся своим мнением и впечатлениями. Логопед постоянно напоминает им, что расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью. Логопед подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребёнком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:
артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]: «Грибочек», «Дятел», «Лошадка», «Парус», «Заведи мотор».
пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. [1,2] отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией… есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи…». Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого – развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребёнка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.
На предварительном этапе коррекции нарушения звукопроизно-шения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребёнком различные задания:
дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребёнку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.
Игры и упражнения на развитие высших психических функций («Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Найди различия» и т.д.
Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье.
Список литературы.