Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

http://tutor26.ru/wp-content/uploads/2018/01/Без-названия-1.jpg Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Дети с за­держкой в речевом развитии ис­пытывают трудности в детском кол­лективе: не могут объяснить, чего хотят, пассивны на занятиях, плохо включаются в игры. Нормальное речевое развитие необходимо ре­бёнку и для дальнейшего успешного обучения в школе.

Почему именно старший возраст является сензитивным периодом для развития связной речи у детей дошкольного возраста?

  1. Потребность в высказывании: педагогический потенциал детей шести лет – «собеседники»», лич­ностная позиция – «почемучки», коммуникативная позиция – «пар­ное партнёрство». У детей стар­шего дошкольного возраста на­блюдается стремление расширить свой кругозор, желание вникнуть в существующие связи и отношения, потребность утвердиться в своём отношении к миру.
  2. Речевая среда: большое ко­личество сюжетно – ролевых игр, разнообразие дидактического ма­териала, театрализованная деятель­ность, формирование воссоздаю­щего воображения.
  3. Средства языка: к 5 годам возрастает речевая активность ре­бёнка, заканчивается естественное становление речевых компонентов. Это означает, что ребёнок правиль­но произносит все звуки, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяю­щими ему свободно вступать в кон­такт с другими людьми.

Всем педагогам известно, что личность развивается в деятельно­сти. Так вот для развития активной речевой деятельности наиболее благоприятен именно старший до­школьный возраст, раскрывающий перед ребёнком и перед педагогом широкие горизонты познания. Та­кая совместная деятельность очень важна для формирования детской личности.

Любая педагогическая деятель­ность, если она ведётся в системе, характеризуется своей стратеги­ей и тактикой педагога. Развивать речь – это значит предоставлять де­тям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний; совершенствовать речевую деятельность воспитателя; формировать отдельные речевые умения у детей:

  • ориентироваться в ситуа­ции общения;
  • планировать содержание высказывания;
  • реализовывать намеченный план, раскрывать тему и раз­вивать основную мысль;
  • по заголовку определять тему;
  • выделять отдельные факты. Очень важно, чтобы обучение родному языку было осознанным и осмысленным ребёнком, т.е. мо­тивированным. Обучение, кото­рое сводится только к накоплению знаний, умений и навыков и не формирует у детей умение думать, малоэффективно как для развития речи, так и для умственного раз­вития в целом. На этот факт ука­зывают многие психологи и педа­гоги (Л.С.Выготский, В.В-Давыдов, Ш.А.Амоношвшм).

Есть одна замечательная му­дрость: «Знания – это камни. Если бросать их ребёнку под ноги, то он будет подниматься всё выше и выше. А вот если бросать их ре­бёнку на голову, то результат будет плачевный». Ребёнок может пойти в школу хорошо подготовленным (уметь читать, писать, считать), но из обучаемого он так и не станет учащимся (учащим себя).

Недостаточно просто выдвинуть перед детьми познавательную за­дачу. Она должна быть принята ре­бёнком, т.е. стать его собственной задачей, иначе ребёнок просто не заинтересуется информацией, ко­торую сам не искал (обучение целеполаганию).

Развивающий эффект обучения определяется и тем, насколько оно ориентируется не только на воз­растные, но и на индивидуальные особенности детей. Для этого со­держание обучения должно преду­сматривать варианты решения по­ставленных задач, чтобы ребёнок имел свободу выбора.

Тем, как организовано обучение, определяется многое:

  • во-первых, будут ли дети способны только к испол­нительской деятельности, или у них появится ини­циатива, умение самостоя­тельно решать различные задачи;
  • во-вторых, возникнет ли у них тяга к знаниям;
  • в-третьих, разовьется ли способность иметь собственную точку зрения и при этом воспринимать и уважать чужое мнение.

Я говорила о поисковом мето­де обучения детей. Но, по преж­нему, игровая методика является условием и основным средством обучения детей дошкольного воз­раста. Ещё 2,5 тысячи лет назад Сократ говорил: «Преподавай, ми­лейший, науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, сле­дование этому правилу требует от педагога определённых умений и способностей. Не всегда про­сто облачить обучающую задачу в форму игры.

О значении наглядности в обу­чении дошкольников хорошо ска­зал К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и на­прасно мучиться, но свяжите двад­цать таких слов с картинками, и он их усвоит налету». Использование большого количества красочного наглядного материала предназна­ченного для фронтальной и индиви­дуальной работы детей, позволяет добиться высокой эффективности занятий. Очень важно, чтобы на­глядный материал был интересен детям, тогда он способствует ещё и меньшей утомляемости во время занятий.

Давно считается, что успех яв­ляется результатом заинтересован­ности, а неудача – результатом ее отсутствия. Какие же средства помогают мне достичь желаемого ре­зультата по развитию связной речи у детей старшего дошкольного воз­раста:

  • содержательная жизнь де­тей в детском саду;
  • художественная литера­тура;
  • изобразительная деятель­ность (ребёнок смотрит на свой рисунок, как на осо­бый вид речи; с его помо­щью он пытается расска­зать о предмете всё, что о нём знает);
  • театрализованная деятель­ность (вызывает потреб­ность рассказать о своих впечатлениях);
  • окружающая речевая среда;
  • совершенствование речи значимыми для ребёнка взрослыми людьми;
  • совместная с детьми дея­тельность.

Всякая педагогическая дея­тельность имеет свою методику, т.е. набор методов и приёмов, по­зволяющих осуществлять постав­ленные задачи. Что касается ме­тодов, то они в моей деятельности следующие:

  • имитационный метод (не всегда в чистом виде);
  • проблемный метод (поис­ковый);
  • коммуникативный метод (любое высказывание ре­бёнка должно быть моти­вировано, создание воспи­тателем речевых ситуаций, наличие у ребёнка критич­ности ума).

В развитии речи, как и в другой деятельности, иногда один и тот же вид работы (под одним и тем же на­званием) может выступать и как ме­тод, и как приём.

  1. Составление рассказа по картине.

Так как творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка, я строю свою работу по обучению детей состав­лению рассказа, основываясь на алгоритмах мышления. Обучение осуществляю в процессе нашей совместной с детьми деятельно­сти посредством системы игровых упражнений.

I этап. Обозначение объектов, изображенных на картине.

Игра «Подзорная труба». Не­обходимые условия:

  • темп достаточно быстрый;
  • эмоциональный отклик;
  • зарисовка объектов с помо­щью условных обозначений. Итогом игры считается рефлек­сия – осознание детьми произво­димой операции и вывод правила: когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, изо­браженные на ней.

II этап. Установление взаимос­вязей между объектами.

Игра «Волшебный гость». Не­обходимые условия:

  • учить детей давать краткие рассказы-рассуждения;
  • проявлять толерантность к самым  неожиданным  объ­яснениям связей. Итог – осознание мыслительной операции и вывод правила: объек­ты на картине связаны, важно до­казать это.

III этап. Обучение рассказыва­нию от лица разных героев.

Цель: обучить детей умению пе­ревоплощаться, побуждать детей к решению проблем героев картины.

  1. Пересказ текста.

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами за­нятий по развитию связной речи, прежде всего, в том, что качество пересказа оценивается с точки зре­ния близости к первоисточнику. Ребенок получает образец, который действует на его чувства и вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Думаю, что нет необходимости говорить о серьезности подхода к подбору текстов для пересказа, к постановке вопросов по содержа­нию текста, к эмоциональному про­чтению, способному заинтересо­вать детей.

Хотелось бы отметить разницу в структуре занятий по пересказу рассказа и сказки. Если в рассказе я не нацеливаю детей на пересказ, чтобы обеспечить им свободное ху­дожественное восприятие, то при воспроизведении сказки говорю об этом детям сразу, чтобы они внима­тельно слушали. Учитываю явление реминисценции, встречающееся у старших дошкольников. Таких ре­бят немного, но они есть.

Принцип педагогического ма­стерства основывается на умении сочетать традиционные и творче­ские методы. Я использую очень эффективный, на мой взгляд, при­ем – пересказ стихотворного текста, позволяющий мне решать несколь­ко развивающих и воспитательных задач:

  • обучать детей приему пере­кладывания стихотворного текста на прозу, развивая мышление;
  • учить «выводить» мораль из составленного рассказа (рассуждение).

Еще один прием – «Подслушан­ные диалоги». Это короткие диало­ги между представителями живот­ного мира. Дети с удовольствием берут на себя роль, передают свои впечатления с помощью мимики и жестов. Такой пересказ всегда ра­дует ребят, вызывает чувство удо­влетворения своей «игрой». А это и есть моя цель – создать ситуации успеха для большего количества детей. Сопутствующими пересказу приемами являются театрализация и изобразительная деятельность детей.

  1. Рассказ-воображение.

Эти рассказы строятся на иной психологической основе – дет­ском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. И появляется это воссоздающее вообра­жение в словесной деятельности именно на шестом году жизни (в конце). Очень важно, чтобы твор­ческое воображение не превра­щалось в пустое фантазирование, что в психологии характеризуется как отсутствие критичности ума. Использую несколько обучающих приемов:

  • прием сопоставления рас­сказов из  личного  опыта детей  и  придуманных (на одну и ту же тему). Цель:   формирование   правиль­ного понимания термина «приду­майте».
  • Упражнение «Воображаемая ситуация».

Цель: развитие творческого во­ображения.

Рисую профиль человека и на него, с помощью магнитов, креплю изображения каких-либо предме­тов. Вопрос детям: о чем думает этот человек?

  • Работа с текстами сказочно­го содержания.

Нетрадиционный подход вижу в том, чтобы научить детей ориги­нально, по-своему не только вос­принимать содержание сказки, но и преобразовывать ход пове­ствования, придумывать различ­ные концовки, вводить непред­виденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Главная задача при таком подхо­де – нравственный урок: «Сказ­ка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Именно  поиск этого «намека» дает   возможность   детям   рассу­ждать, а ломка стереотипов разви­вает творческое воображение. • Моделирование Модель сказки – это  высокий уровень абстракции. Это та основа, на   которую   наращивается   само­стоятельно сделанное содержание. Переживаемые при этом положи­тельные   эмоции   (если   проявил

решать  целый  ряд  речевых за­дач:

  • расширять словарь призна­ков;
  • согласовывать слова с дви­жениями;
  • отрабатывать   интонацион­ную выразительность речи;
  • упражнять в диалогическом взаимодействии.
  1. Рассуждения

Самый сложный тип монолога. Полноценное рассуждение требует сфор­мированное™ логическо­го мышления, появление которого относится к кон­цу дошкольного детства. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста на­блюдаются лишь элементы рассуждений.

  • Полилог – это про­блемная, не репродуктив­ная беседа, совместный поиск истины в процессе

догадку, получил одо­брение взрослого или сверстников) придают ребенку уверенность в своих силах.

  1. Театрализация Данный вид дея­тельности является мощным средством речевого развития ребенка-дошкольника. Именно здесь удается эбсуждения. Если в репродуктив­ной беседе воспитатель – ведущий, то в полилоге – режиссер. Каждый ребенок имеет право высказать свою точку зрения, даже если она отличается от общепринятой. Оцен­ка «ты ошибся» не допускается. Такая форма общения и обучения способствует формированию при­вычки к самостоятельному мышле­нию, развивает способность фор­мулировать и выражать свою мысль, аргументировано (на уровне своего возраста) отстаивать ее. Полилог – один из методов развития словес­ного творчества детей в процессе познавательной деятельности («Хо­тел бы ты стать птицей? Какой?», «Какие ты знаешь правила жизни в семье?», «Я у мамы и у папы просто клад»).

Важным организационным условием для полилога является общение «глаза в глаза», т.е. когда дети сидят в кругу на одном уров­не с воспитателем, что позволяет создать атмосферу искренности и участия каждого. Детям это усло­вие (в кругу) объясняется так: мы сидим в кругу, чтобы ни одна наша мысль не потерялась, если кто-то ее выпустит, то другой обязатель­но подхватит.

Может возникнуть вопрос – не сложно ли это детям? Психолог Глен Доман1 пишет: «Дети умны на столько, насколько умными мы им разрешаем быть».

1 Доман Г. Как развить интеллект ребен­ка. М.: Аквариум, 1998.

Для того, чтобы полилог по­лучился, необходимо соблюдать принцип партнёрства, при кото­ром воспитатель не озабочен за­дачей дать знания, а ищет истину, ответ вместе с детьми, показывая им способы рождения умных ре­шений.

  • Поговорки

Они могут иметь прямой и ино­сказательный смысл. Их смысл так емок, что позволяет по-разному толковать его. Именно поиск и тол­кование этого смысла позволяют детям рассуждать.

  • Логические задачи

Это рассказ-загадка, отгадка ко­торой развивает способность выде­лять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Важным моментом в развитии речи у детей является умение пе­дагога обеспечить обратную связь. Я добиваюсь этого с помощью сле­дующих приёмов:

  • «активное слушание» («Я тебя слушаю», «как здоро­во ты сказал»);
  • «Зазеркалье» (повторение выражения, жесты, показы­вающие позитивное отно­шение к ответу ребёнка);
  • «резюмирование», т.е. под­вести итог сказанному ре­бёнком («Я правильно по­няла?»);
  • «приём повтора» («Я слы­шала, что ты сказала…»). Положительных   результатов   в работе по развитию речи можно до­стичь, если: –   знать возрастную норму развития речи детей;
  • знать индивидуальные осо­бенности развития речи каждого ребенка;
  • отслеживать динамику ре­чевого развития ребенка в сравнении с предыдущим годом.

Обследование связной речи включает в себя изучение особен­ностей диалогического взаимодей­ствия детей; их умение определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; умение соблюдать элементарную логику описания (перечисление внешних признаков предмета функций предмета). Использую методику обследования речи Гризик Т.Н., Тимощук Л.Е.

Цель обследования: опреде­лить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и груп­пы в целом на начало учебного года; определить результатив­ность работы по речевому раз­витию детей за предыдущий год (динамика речевого развития за год). Обследование речи детей -трудоемкий процесс, но от его результатов зависит осознанное планирование всей работы педа­гога по развитию речи. Обследо­вание провожу в индивидуальной форме или небольшими подгруп­пами по 2 – 3 человека. Некото­рые задания (беседы, рассказы по картине, рассуждения) провожу фронтально или с подгруппами по 8-10 человек.

Результатом речевой деятельно­сти выступают высказывания, об­леченные в определенную речевую форму.

  • Младшая группа – неполные повествовательные или восклица­тельные высказывания как ответ на вопрос.
  • Средняя группа – описательные рассказы о предмете, рассказывание знакомых сказок, ответы на вопросы и умение задавать вопрос.
  • Старшая группа – разные виды повествовательных рассказов, рассу­ждения, придуманные детьми сказки.

Женя Е. 6 лет «Хитрый папа»

Жила-была семья картошек: папа – большой картофель, мама -картофелина поменьше, две доч­ки – картошечки. Жили они весе­ло и дружно. Но однажды пришла беда. К ним приполз червяк и за­хотел их съесть. Тогда папа сказал всем сделать злое лицо, и тогда чер­вяк подумает, что картошка гнилая. Так они и сделали. Червяк не стал есть «гнилую» картошку и уполз. Вот так папа спас свою семью.

Маша У. 6 лет «Урок доброты»

Жил был на свете маленький ще­нок. Он был очень забавный: сам маленький, а уши большие и кудря­вые. Вот только друзей у него не было. Однажды он шёл по дороге и на него напали злые собаки. Они были голодные. И тут появилась маленькая Фея. Взмахнула она вол­шебной палочкой и превратила злых собак в камни, а маленького щенка подарила девочке Оле. Девочка на­звала его Тошкой. Очень полюбили они друг друга. Они летали с ним на воздушном шаре над полянами, уцепившись за хвост бумажного змея. А однажды даже слетали на праздник непослушания. Хорошо, когда есть на свете волшебницы – Феи и добрые девочки.

  • Подготовительная группа – творческая речевая деятельность, осваивают форму речи – доказа­тельство.

Субъектная позиция ребенка в речевой деятельности характеризу­ется умением оценить ее результа­тивность и внести коррективы в со­ответствии с поставленной целью.

Диалоговое взаимодействие

Изучение провожу в течение не­дели в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении. Смотрю, умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом в соответствии с ситуацией.

Фиксирую свои наблюдения в таблице 1.

Определяю коммуникативно-активных и коммуникативно-пассивных детей. Для этого прово­жу специальное занятие «Как звери искали друзей».

Цель: определение диалогиче­ской позиции ребенка.

Создаю максимально комфорт­ные условия: свободный выбор партнера, героев, темы.

В процессе наблюдения са­мым важным для меня является не столько конечный результат, сколь­ко процесс его создания.

Наблюдения фиксирую в та­блице 2.

Таблица 1

№ П/П Ф.И. ребёнка Приветствие Знакомство Просьба Благодарность Прощание Отказ Дополнительные наблюдения
                 
                 

Таблица 2

Пары, №п/п

 

 

 

Фамилии, имена

детей

 

 

Инициа-тивность

 

 

 

Готов­ность к ответной реакции Умение воздей-

ствовать на собе-

седника

Умение слушать

 

 

 

Доп. на­блюдения

 

 

Диалогическая

позиция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монологическая речь. При обследовании монологиче­ской речи оютрю следующее:

  • умеет ли ребенок выстро­ить правильную цепь кар­тинок;
  • может ли доказать правиль­ности своей логики;
  • способен ли выделить глав­ную тему («О чем будет твой рассказ?»). Ход обследования.
  1. Игра «Что сначала, что по­том?»
  2. Задаю вопрос «О чем эта сказка?»

Коротко фиксирую ответы детей (степень развернуто­сти).

  1. Прошу ребенка рассказать сказку. Записываю ее и благодарю ребенка.
  2. Анализирую результаты и заношу в таблицу 3.

Изучение особенностей описательных высказываний.

Предлагаю ребенку картинку -предметна выбор.

Определяю следующее: выдер­живается ли элементарная логика перечисления признаков, фикси­рую интерес ребенка к описанию, внеречевые реакции, замену слов показом, тяготение к повествова­тельному высказыванию.

Описания детей записываю с по­следующим анализом. Данные ана­лиза фиксирую в таблице 4.

Анализируя результаты своей работы по развитию связной речи у старших дошкольников, я пришла к выводу, что моя деятельность носит исследовательский характер и дает положительные результаты.

Предложенные вашему внима­нию методы и приемы, вызывают активность детей, обеспечивают усвоение знаний, формируют миро­воззрение, развивают определен­ные психические функции.

 

Таблица 3

№п/п

 

Фамилия, имя ребенка

 

Последователь­ность картинок

 

Главная тема

 

Рассказ ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

№ л/п

 

Фамилия, имя ребенка

 

Объект речи

 

Логика пере­числения

 

Признаки

 

Дополнитель­ные наблюде­ния
 

 

 

 

 

 

 

 

1-я группа

 

2-я

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похолок И.А.
— Похолок И.А.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

Сброс всех полей