Вы вдруг стали замечать, что ваш еще вчера спокойный и ласковый малыш вдруг стал капризным и нервным, остро реагирует на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах появляются слезы, а обиду
сменяют приступы безудержного смеха. Ребенок учится управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока не очень хорошо получается управлять ими, но… пройдет немного времени, и беззаботный импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.
Давайте попробуем более подробно определить особенности эмоционально- волевой сферы вашего ребенка. Для этого мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые позволят оценить поведение дошкольника и сделать выводы об уровне развития настойчивости, воли, эмоциональной уравновешенности и возбудимости.
- Часто ли в течении дня у ребенка бывают спады и подъемы настроения?
- Можно ли назвать его характер живым и веселым?
- Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
- Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?
- Обидчив ли ваш ребенок?
- Смущается ли он при разговоре с незнакомыми людьми?
- Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
- Можно ли назвать его раздражительным?
- Любит ли он мечтать?
- Спокойно ли спит?
- Доводит ли он до конца дело, игру?
- Часто ли его терзает чувство вины?
- Часто ли ребенок отвлекается во время игры или занятий?
- Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?
- Можно ли назвать его нервным?
- Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, мыслей?
- Бывают ли у него тики, преднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?
- Прявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются.
- Часто ли ребенок вступает в конфликты, потасовки со сверстниками?
- Склонен ли он вести себя так же со взрослыми?
Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.
А может быть и другая ситуация, ребенок становится нервным из-за того,
что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: “Отстань!”, он, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях.
Подумайте, в чем причина такой эмоциональной неуравновешенности. Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье.
Климат в семье – индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с вами.
Приступая к воспитанию ребенка, воспользуйтесь некоторыми советами:
- Не ждите, что ребенок будет таким как вы, как ВЫ хотите. Помогите ему стать самим собой.
- Не вымещайте на ребенке свои обиды.
- Не относитесь к его проблемам свысока.
- Умейте любить не только своего, но и чужого ребенка.
- Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, слабым.
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.
А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с беспокойным, капризным ребенком:
- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в тоже время объясните ему, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
- помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Не пытайтесь в это время внушить ему что-либо – это бесполезно.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали “нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите какая девочка, ай-яй-яй!” Ребенку только этого и нужно.
- Попробуйте отвлечь ребенка или задать ему неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка, подвести к зеркалу).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме, но и не заискивать перед ним.
ПРОФИЛАКТИКА КАПРИЗОВ
- Заранее договоритесь с ребенком о времени игры, длительности прогулки и других конфликтных моментах.
- Пользуйтесь системой поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработайте правила поведения, просите проговаривать их.
- Старайтесь предвидеть конфликт, по возможности примите меры к его устранению или составьте план действий, определите свою позицию и четко придерживайтесь ее.