Воспитание у детей любви к художественной литературе

http://tutor26.ru/wp-content/uploads/2018/01/images-7.jpgВоспитание у детей любви к художественной литературе

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.

Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников — И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги…» (Франс А. Собр. Соч.). Любовное, бережное отношение к книге— одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

– Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

Существуют различные варианты оформления уголка книги:

– это книжные полки;

– открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество — главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4 – 5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

В средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовывает починку книг, создает «Книжнику больницу» и определяет с детьми её постоянное место.  
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Дошкольникам младшего и среднего  возраста для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот.

При оформлении книжного уголка для этих группы особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким, как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова… Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими.

Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко, личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях; ребята начинают интересоваться букварем и азбукой. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений для уголка книги — удовлетворение этих многообразных интересов. Каждый из детей должен найти в уголке книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину помещают одновременно до 10 разных книг.

Как отобрать книги, чтобы учесть разные вкусы и интересы детей?
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно поместите в уголок книги 2 – 3 сказочных произведения.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью.

Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

На витрине книжного уголка какой-то период должны находиться издания произведений или иллюстрации, которые в данное время используются на занятиях. Их рассматривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, внимательнее их рассмотреть.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, 
В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок можно иногда помещать:
 – интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома;

– «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Главный принцип организации уголка книги — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 -2,5 недели.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться и разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы; книжки – малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, своей семье…

Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным праздникам…

Существует несколько правил, которые важно соблюдать при организации выставки:

  • тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей;
  • необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
  • выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

  В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в     выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое   руководство   становится   более косвенным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения     детей с литературными  произведениями,  которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение   воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

 

Похолок И.А.
— Похолок И.А.

Комментариев нет.

Оставьте комментарий

Сброс всех полей